Процесс и тонкости паспортизации вентиляции

Содержание
  1. Что такое?
  2. Общие требования к вентиляционной системе
  3. Перечень работ, выполняемых при паспортизации
  4. Оформление документов
  5. Особенности ведения документа

Паспорт для вентиляции еще важнее, чем для человека. Это не только аналог удостоверения личности, то есть описания типа систем, но и отражение всех малейших особенностей и нюансов — примерно то же самое, что и все документы, характеризующие кого-либо, вместе с подробной биографией.

Что такое?

Паспорт — единственное легитимное обоснование формального права создания и эксплуатации определенной вентиляционной системы. Именно этот документ показывает, что был выполнен полный цикл и объем работ. И не просто выполнен, а в строгом соответствии с нормативными требованиями и проектными материалами. Как раз по паспорту происходит регистрация покупаемого воздушного оборудования. Он освобождает владельцев от необходимости утомительной сертификации иностранных вентилирующих аппаратов.

Именно паспорт становится решающим доказательством в спорах с контрольными органами. Если здание заволакивает дым, если ослабляется проход воздуха в соседние помещения или появляется шум, вибрация — контролеры потребуют предъявить документ. Тогда по паспорту должно быть видно, что причина не связана с нарушениями работы или конструктивными недостатками установленного оборудования. Также паспортизация становится доказательством правильности выполненных монтажных работ.

К сведению: испытывать перед вручением паспортов будут все вентилирующие механизмы, даже имеющие полный набор федеральных сертификатов.

Общие требования к вентиляционной системе

Процесс обследования может строиться только так, чтобы были раскрыты все сведения, которые указаны в СНиП 3.05.01–85. Прежде всего требуется проверять, нет ли малейших отступлений от проекта. Объяснения в духе «не было инструмента и потому пришлось развернуть канал чуть в сторону» профессиональных оценщиков точно не заинтересуют. Все воздуховоды, прокачивающие очень влажный воздух, не должны иметь нижних продольных швов. Сегменты, которые могут покрываться росой, обязательно монтируются с наклоном к дренирующей магистрали.

Нормальный уклон составляет от 10 до 15 мм на 1 пог. м. по длине. Фланцевая стыковка подразумевает выведение прокладки наружу. Внутрь ее направлять нельзя. Что касается материала прокладок, он должен подбираться для специфических температурных параметров. Так, если воздух нагрет не более чем до 70 градусов, можно применять поролон и жгут из полимерной мастики.

Но применять эти вещества при более серьезном нагреве нельзя. Требуется использовать элементы на основе асбеста — шнур либо картон. Иногда по воздуховодам движется воздух, наполненный кислотными парами. Тогда придется применять стойкие разновидности пластмассы. Перечень материалов, обеспечивающих герметичность соединений без фланцев, заметно отличается.

При относительно низких (не более 40 градусов) температурах воздуха нужна герметичная лента. До 60 градусов круглые трубы надо прикрывать манжетами термической усадки. Если воздух становится горячее (до 70 градусов), нужно применять мастику специальных образцов. Что касается фланцевого стыка, болты надо затягивать основательно. Гайки требуется размещать только с одной стороны.

Вертикально поставленный фланец полагается закручивать гайками по своему усмотрению. Если же изделие монтируется горизонтально, требуется размещать крепежи снизу. Соединения без использования фланцев: если наибольшая грань трубопровода ограничена 40 см, то шаг надо делать до 4 м, а при большей грани он сокращается до 3 м. Фланцевое соединение трубопроводов подразумевает, что при величине элементов до 200 см надо закреплять их через каждые 6 м, но только не к самим фланцам.

Чтобы соединить воздуховод с вентилятором, надо применять только такую вставку, которая способна заблокировать распространение вибрации. Чаще всего в роли ее применяют конструкции из стеклянной ткани. Подобные детали монтируют непосредственно перед тестированием характеристик созданной системы. Уплотнять раструб можно только жгутами из пеньки, которые пропитываются асбестоцементной смесью с включением клея из казеина. Важно: иногда после такой обработки все же остаются пустоты — убрать их помогает мастика на основе асбестоцемента.

Запрещается оставлять промежуток от втягивающего патрубка радиального вентилятора до рабочего колеса того же вентилятора больше чем на 1%. Также недопустимо отклонение вала от строгой горизонтали. Исключение (вертикальная ориентировка) характерно только для вентиляторов, ставящихся на крышах. Электрические двигатели и крыльчатки ориентируются соосно, а если вентиляторы передают усилие через ременную передачу, то оси шкивов должны ставиться параллельно. Поворот и переключение всех вентиляционных клапанов должны происходить максимально легко, даже если не применяется какой-либо инструмент.

Перечень работ, выполняемых при паспортизации

Поскольку все меры при паспортизации направлены на выяснение строго стандартизированной информации, выполняются только типичные процедуры. Категорически нельзя обойтись, как уже говорилось, без глубокого тестирования вентиляционных комплексов. Прежде всего изучают конструктивные особенности и практическое состояние подающих воздух систем. Они должны полностью удовлетворять как официальному рабочему проекту, так и нормам стандартов.

После этого:

  • разбираются, не нарушена ли герметичность скрытых участков;
  • смотрят на работу основной части аппаратуры на холостом ходу;
  • удостоверяются, что вентиляторы имеют заявленные в документации характеристики (или не имеют).

Следующий шаг — проверка эффективности обмена воздуха через вентиляцию фактически и то, отвечает ли она проектным нормам. Важно: контролирующие органы могут и должны проверять также естественную циркуляцию, чтобы разобраться, правильны ли положенные в основу проектов сведения о ней. Измерение громкости звука, возникающего при работе вентиляции, проводится в нескольких точках. Где они находятся — определяют заранее при помощи особых расчетов. Это в большей степени относится уже к акустике и заслуживает отдельного разговора.

Оформление документов

На систему вентиляции

Перечень сведений, которые должны фиксироваться при паспортизации вентиляции, описывается в СНиП 3.05.01–85.

В разряд общей информации попадают:

  • вид объекта;
  • его местоположение;
  • предназначение вентилирующих средств;
  • размещение проветривающего оборудования на объекте.

На вентиляционную установку

Содержание этого раздела технического паспорта сильно зависит от того, какая именно инженерная система описывается.

Так, для любого вентилятора указывают:

  • к какому типу он относится;
  • как быстро вращается;
  • насколько велико рабочее колесо;
  • каков объем прогоняемого воздуха;
  • показатель предельного давления;
  • диаметры шкивов (только если передача энергии идет через приводной ремень).

Там, где присутствуют вентиляторы, должны быть и электрические моторы. В паспорт вписывают, к какому типу они относятся и каким образом передают усилие на рабочую часть. Еще должны быть отражены мощность и скорость кручения ротора. Разумеется, вид нужно указывать и для нагревателей, и для кондиционеров. Но в отношении них надо дополнительно расписать, какой теплоноситель применяется, что показала проверка теплообменников при штатном давлении, как именно происходит движение воздуха и теплоносителя.

В дополнение ко всем этим данным в паспорт заносят:

  • сечения воздуховодов;
  • суммарные затраты воздуха;
  • отвечает ли она указанным в проекте сведениям или нет.

Особенности ведения документа

Знать все сказанное выше очень хорошо — с этим никто не спорит. Но для заказчика работ или для владельца здания важнее другие обстоятельства. Им важно иметь четкие критерии, чтобы понимать, правилен ли паспорт вентиляционной системы, представленный подрядчиком. Еще нужно знать, что вписывать в этот документ самостоятельно, а что вносить не стоит. Существует три разновидности паспортов вентиляции, признаваемые официально.

Первый тип — так называемый строительный, второй составляется при эксплуатации, а третий относится только к установкам, очищающим газы. Дополнительно могут составлять паспорта, учитывающие специфические моменты той или иной отрасли. Но это уже совершенно иная тема. «Строительные» паспорта составляются всякий раз, когда проводятся пусконаладочные работы. Важно: это требуется даже при отсутствии наладки как таковой, ведь иначе эксплуатация становится незаконна.

Характерными признаками плохо составленного документа будут:

  • полное совпадение проектных цифр и фактических данных (в реальности так не бывает);
  • отсутствие примечаний;
  • изобилие пустых граф (те, кто недостаточно знают наладку вентиляции, вынужденно пропускают их, чтобы не демонстрировать свою некомпетентность);
  • упоминание о проведении испытаний без указания конкретной даты их.

Если заказчик паспортизации обнаруживает хотя бы один из этих признаков, он вправе вернуть документ подрядчику и требовать переделки работы либо возврата уплаченных сумм. На титульном листе (хотя он есть не всегда) описываются идентификационные сведения об объекте. Шапка паспорта содержит указание наладочной организации. Сведения о ней должны позволять полностью идентифицировать эту структуру. Допускается (хотя и необязательно) размещение корпоративной символики.

Если организация прошла аккредитацию, она обязательно сообщит номер аттестата, подтверждающего этот факт. Такой номер потребуется уже позже — для составления протоколов испытаний. Он обосновывает легитимность каждого сделанного вывода. Что касается типа вентиляционной системы, он должен расписываться полностью, с указанием паспортов на вытяжку и приток, на увлажнитель и иные компоненты. В дальнейшем проще будет ориентироваться в таком документе и контролерам, и эксплуатационным службам.

Если количество установок превышает 50–70, однотипные по назначению аппараты могут обозначаться в документации цветным шрифтом. Никакой стандарт это не регламентирует, поэтому выбор окраски — по своему усмотрению. Хотя строительная практика подразумевает написание адреса по проекту, для государственных инспекторов лучше показывать акт, где указан реальный адрес сооружения. Важно: стоит записать еще и юридический адрес подрядчика (наряду с фактическим), что помогает добиться благосклонности контролирующих органов. Если все делать добросовестно, надо сразу предусмотреть резерв свободного места, где будут отражаться итоги тестов на эффективность.

Проблемой строительной формы является то, что она отражает ряд ненужных для практиков сведений, при этом не включая действительно важную информацию. Чаще всего этот недостаток устраняется за счет использования примечаний.

Для вентиляторов указывают:

  • номера, присвоенные на заводах;
  • полные типовые названия вентилирующих установок, отличающихся от названий вентиляторов;
  • настройки регулирующих блоков или частоты вращения, соответствующие паспортным параметрам;
  • прочее установленное оборудование;
  • сведения о ремонтах (если они имели место).

Паспорт должен сопровождаться протоколами, фиксирующими итоги тестов. Обычно строительная практика обходится без них, хотя это всего лишь привычное упущение. В отдельных случаях можно добавить инструкции по применению вентиляционной системы (если она чем-то отличается от обычной). Речь идет только о кратких указаниях (до 1 листа). Полноценные инструкции включают иногда до 30 листов, к паспортам их прилагать не надо.

Паспорта на вытяжные аппараты сокращаются, если там отсутствует раздел, посвященный нагревателю воздуха. А вот документация, составляемая на производстве, часто вырастает из-за сведений, отражающих замену отдельных узлов и модернизационные работы. Полноценное отражение одного лишь технического обслуживания требует нескольких страниц.

В результате испытаний к паспортам добавляются также протоколы, отражающие:

  • итоги аэродинамической проверки вентилятора;
  • герметичность трубопроводных каналов;
  • уровень шума;
  • интенсивность вибрации;
  • избыточное давление.

Подсказка о проведении проверки эффективности вентиляционных систем - в видео ниже.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.