Дизельный котел: устройство и тонкости монтажа

Дизельные разновидности котлов применяются для отопления частных домов не так часто. Не самая большая популярность этих агрегатов обусловлена относительно высокой стоимостью солярки. Однако в районах, которые не подведены к магистральному газу, подобные отопительные системы являются вполне востребованными. Сегодня мы познакомимся поближе с дизельными котлами, а также изучим их устройство и рассмотрим тонкости их монтажа.

Особенности

При строительстве любого жилища крайне важно серьезно отнестись к выбору отопительной системы. На сегодняшний день существует много различных методов отопления жилых (и не только) построек. Конечно, самым популярным и часто встречающимся является газовое оборудование, однако не во всех ситуациях у домовладельцев есть возможность обратиться к его монтажу. В таких ситуациях люди приобретают альтернативные агрегаты вроде электрических или дизельных. Вторые встречаются реже, но это не говорит об их неэффективности.

Если вы решили установить в своем жилище подобный аппарат, то вам следует учесть, что цена на топливо для него может вас немного разочаровать. Именно поэтому такие системы встречаются реже остальных, но для частного сектора они подходят идеально.

В наше время можно смело утверждать, что обогревать жилые площади природным газом максимально выгодно с экономической точки зрения. Однако у пользователей, которые не могут воспользоваться такими ресурсами, есть возможность использовать жидкотопливные отопительные агрегаты. Их отличает довольно простое и незамысловатое устройство. Кроме того, эти аппараты по праву признаны более надежными и практичными, нежели электрические, так как не являются энергозависимыми (учтите, что это относится не ко всем моделям).

Устройство этих агрегатов состоит из таких компонентов, как дизельная горелка, топливный фильтр, насос, все необходимые датчики и пульт управления. Если рассматривать вкратце, то работа подобного отопительного сооружения заключается в том, что жидкое горючее подается насосом в камеру сгорания, где перемешивается с воздухом. После этого происходит его распыление при помощи специального вентилятора и дальнейшее воспламенение. Газы, которые образуются при этом, отправляются прямиком в дымоход либо коаксиальную трубу.

Особенностью подобных агрегатов является то, что их нужно устанавливать на отдельной площади. Нередко домовладельцы выделяют для этих устройств подвалы, выходящие на улицу. Также нужно помнить, что установку дизельного котла разрешено производить только в помещении с потолком не меньше 3 метров. Многих пользователей радует, что для монтажа дизельных котлов не надо получать разрешения.

Горючее для таких аппаратов следует держать в специализированных емкостях. Их габариты напрямую зависят от расчетов объема потребления. При этом надо учесть, что баки надо располагать вне участка. Источник солярки, расположенный отдельно, будет отвечать за полностью автономную работу всей установки. Таким образом, домочадцы обязательно будут постоянно обеспечены и отоплением, и горячей водой.

Как правило, корпус котлов производится из чугуна либо легированной стали. Подобные устройства, подобно газовым, бывают настенными и напольными. Большим спросом пользуются именно напольные варианты, поскольку отличаются простым обслуживанием и хорошими эксплуатационными характеристиками.

Плюсы и минусы

Дизельные котлы, как и любые другие отопительные агрегаты, владеют и положительными, и отрицательными качествами. И о тех, и о других следует знать, если вы собираетесь снабдить свое жилище подобной системой.

Для начала ознакомимся с плюсами дизельных отопительных систем, за которые их выбирают современные владельцы частных домов:

  • Дизель является доступным топливом, которое не трудно раздобыть, даже если вы находитесь в отдаленном регионе, который не подключен к газовой магистрали.
  • Если вы включите регулирование отопительного процесса, то оно будет происходить в автоматическом режиме. При этом дизельная горелка будет включаться и отключаться исходя из температурного режима теплового носителя, что присутствует в системе.
  • Чтобы установить и запустить такое тепловое оборудование, не надо запасаться специальными согласованиями. Вам не понадобится долго собирать множество документов и получать разрешения соответствующих органов.
  • При монтаже дизельного аппарата нет нужды в фиксации дорогостоящего дымохода и вентиляции. Для таких систем разрешено использовать простой коаксиальный дымоход, который выводится через стеновые перекрытия в любом удобном месте.
  • Подобные устройства имеют доступную стоимость, особенно если сравнивать их с индукционными экземплярами.
  • Дизельные котлы отличает высокий уровень КПД (95%). Они могут похвастаться прекрасной теплоотдачей. Конечно, эффективность агрегатов во многом зависит от их правильного проектирования.
  • Львиная доля этих устройств может функционировать не только от дизеля, но и других видов горючего.
  • Чтобы обслуживать это оборудование, необязательно обладать специальным образованием или богатым опытом/знаниями.
  • Устанавливаются эти агрегаты довольно легко и быстро. Справиться с такой задачей можно, не обращаясь к помощи специалистов.
  • Дизельные модели котлов являются автономными. При значительной емкости бункера топлива может хватить на несколько месяцев функционирования.
  • Перед современными потребителями стоит широкий выбор различных дизельных котлов.

Подобные отопительные системы богаты не только плюсами, но и минусами:

  • Дизельные котлы отличаются шумной работой, что не устраивает многих домовладельцев.
  • Для установки подобного агрегата нужно сооружать отдельную котельную.
  • На участке вам пригодится дополнительное свободное место под размещение бункера, причем он должен быть достаточно крупным, чтобы котел мог действовать на протяжении долгого времени.
  • К установке дымохода для этой отопительной системы нужно подходить максимально серьезно. В данном случае нельзя допускать никаких ошибок.
  • Если вы живете в холодно регионе, то вам придется дополнительно соорудить систему для подогрева жидкого топлива. Это приведет к дополнительным затратам электроэнергии.
  • Во время работы дизельные агрегаты выделяют неприятный характерный запах топлива.
  • Дизельный котел потребует от хозяев периодического ухода – его придется время от времени чистить, чтобы сажа не забивала механизмы, мешая нормальному функционированию оборудования.
  • Для функционирования дизельного котла нужно запасаться качественным и очищенным жидким топливом. Если вы будете использовать обычные составы, то КПД агрегата может ощутимо снизиться. Кроме того, при этом нередко образовываются засоры дымоходов и тепловых обменников.
  • Дизельное топливо хоть и не является редкостью, но, как правило, стоит довольно дорого. При условии большого расхода эксплуатацию этих моделей нельзя назвать экономически выгодной.

Виды

Дизельные котлы бывают разными. Ознакомимся с характеристиками различных видов таких агрегатов.

Одноконтурные

Одноконтурный агрегат, работающий от солярки, отличается большой производительностью. Такие экземпляры предназначены для установки в отопительной системе. Однако нужно помнить, что в них не предусмотрен подогрев воды.

Если в дальнейшем вы захотите подключить к такому агрегату горячее водоснабжение, то в саму отопительную систему вам понадобится встроить специальный бойлер косвенного нагрева. Главным достоинством агрегатов с одним контуром является то, что ими можно отапливать жилые дома внушительных габаритов.

Двухконтурные

Двухконтурные отопительные устройства считаются более популярными и востребованными, так как в них предусмотрено и отопление жилища, и обеспечение горячего водоснабжения. В зависимости от фирмы-производителя в подобных конструкциях применяют битермический либо раздельный тепловой обменник.

В современных двухконтурных котлах, работающих от дизельного топлива, нередко имеются встроенные накопительные емкости. Главным плюсом подобных агрегатов является то, что они обеспечивают максимально быструю подачу воды пользователю, когда это необходимо (то есть сразу после открытия крана).

Настенные и напольные

По типу крепежа различают настенные и напольные модели на дизеле. Так, настенная модель представляет собой небольшой агрегат, который занимает очень мало свободного пространства в котельной. Подобные аппараты снабжаются 1 или 2 теплообменниками. Современные потребители выбирают такие котлы за их скромные габариты и сдержанный, но аккуратный дизайн.

Напольные экземпляры являются наиболее востребованными и распространенными. Подобные варианты представлены агрегатами, имеющими различную мощность, вплоть до 100 кВт и более. Основываясь на очень мощных изделиях, организуются целые производительные котельные, которые могут питать единовременно несколько разных строений либо выделять тепло для построек промышленного или хозяйственного направления.

Стальные и чугунные

Агрегаты на дизеле изготавливают на основе чугунного или стального теплового обменника. Так, стальные варианты могут похвастаться доступной стоимостью и малым весом. Подобные модели пользуются большим спросом и встречается во многих жилищах. Однако эти экземпляры имеют один серьезный недостаток – они служат не очень долго. По этой причине стальными элементами обычно оснащаются дешевые агрегаты.

Теплообменники из чугуна устанавливаются в дорогостоящие и производительные устройства. Такие модели характеризуются массивностью и внушительным весом, но при этом им не страшны существенные температурные нагрузки. Чугун используют в изготовлении не только дорогостоящих аппаратов, но и в производстве экземпляров высокой мощности – в данном случае без такого материала просто не обойтись из-за ощутимых нагрузок на тепловые обменники.

Атмосферные и турбированные

Горелка атмосферного типа сжигает горючее с естественным удалением отходов. При этом продукты сгорания сами уходят в дымоход, подчиняясь тяге. Указанный аппарат важно дополнить качественным и надежным дымоходом, уходящим на крышу. Открытая камера сгорания не рассчитана на присутствие лишних деталей для формирования тяги. По этой причине подобные изделия славятся практичностью, долговечностью и низкой стоимостью.

Котлы турбированного вида имеют закрытую камеру сгорания. Они предназначены для работы вкупе с коаксиальными дымоходами. Такие агрегаты оснащаются вентилятором, который в принудительном порядке «выгоняет» отходы сгорания, а также регулирует тягу в камере. Таким образом, осуществляется эффективное сжигание горючего, и в организации полноценного дымохода необходимость просто отпадает. Стоят турбированные модели дороже, поскольку имеют более сложную конструкцию.

Универсальные и со сменными горелками

Отопление на дизеле в частном доме вполне возможно переделать в газовое. Для этого лишь нужно купить аппарат, оснащенный сменными горелками. Подобное оборудование зовется универсальным. Оно будет действовать на различных типах топлива.

Также современные производители выпускают и такие варианты дизельных котлов, которые могут работать от разного горючего без смены горелки. Эти экземпляры можно перенастроить даже на работу от газа.

Принцип работы

Абсолютно любой котел на дизеле работает по тому же принципу, что и его альтернатива на газу – при команде с модуля управления осуществляется розжиг горелки, после чего стартует прогрев теплового носителя, который длится, пока не будет дана команда о выключении горелки.

В агрегатах с двумя контурами присутствуют дополнительные тепловые обменники, имеющие особые трехкодовые клапаны. При этом во время открытия кранов с водой осуществляется выключение контура, отвечающего за отопление, а горячий тепловой носитель начинает циркулировать во вторичном тепловом обменнике, готовя подогретую жидкость.

Расход аппарата, действующего на дизельном горючем, составляет около 1/10 от его непосредственной мощности. Так, если приобретенная вами модель имеет мощность в 24 кВт, то она будет расходовать примерно 2,4-2,5 л/час. Самый маленький расход горючего является стандартным только для слабых аппаратов с маленькой мощностью. Как правило, подобное оборудование покупают для дачи.

Установка

Монтаж дизельного котла можно провести своими руками. Данные работы проводятся в несколько этапов. Сначала нужно обустроить котельную. Для этого рекомендуется соорудить отдельное звукоизолированное пространство. Расположить это строение нужно так, чтобы рядом еще осталось свободное место для размещения емкости под солярку. Если топливный провод получится слишком длинным, вам придется приобрести более мощный котел с внушительной силой всасывания. Кроме того, агрегат придется дополнительно утеплить.

Оборудовав котельную, вам нужно будет установить емкость для хранения и подачи дизельного горючего. Нужно учесть, что бак для солярки, размещенный в котельной, не должен быть больше емкости в 0,8 м3. Чаще всего для этого покупают специальные полимерные емкости, которым не страшны «агрессивные» жидкости.

Кроме того, подобные элементы оснащаются такими деталями:

  • топливозаборником со шлангом и поплавком, который отвечает за забор горючего с поверхности, где нет грязного садка;
  • дыхательным клапаном, необходимым для устранения паров от топлива;
  • поплавковым уровнемером, который показывает остаток горючего, а также его расход;
  • фильтром дизельного топлива.

Баки для солярки нередко зарывают в землю, обеспечивая тем самым данной детали теплоизоляцию. В холодных областях емкости и трубы важно качественно утеплять.

Соорудив емкость для топлива, необходимо переходить к монтажу дымохода. При установке дизельного котла нет необходимости в фиксации сложных и дорогих вариантов. Нет особых требований и к параметру высоты дымоходов. Чаще всего отопительные агрегаты, работающие от дизельного топлива, дополняются недорогими коаксиальными дымоходами, имеющими вентиляционный канал. Данную деталь пропускают сквозь стену котельной. При этом дополнительно утеплять дымовые каналы не нужно.

Далее можно переходить к подключению агрегата к системе отопления. Солярка во время сгорания выделяет сажу, которая при контакте с влагой образует агрессивную жидкость. Влага может копиться и в камере котла. Чтобы избежать этих проблем, нужно заняться установкой перемычки между прямой и обратной подачей. В остальных вопросах схема подключения дизельного устройства ничем не отличается от иных вариантов.

Расширительный бак, детали, отвечающие за безопасность, распределительный коллектор и насос обычно устанавливают внутри котельной, хотя это и не считается условием обязательным в исполнении.

Обслуживание

Котлу, работающему на дизеле, необходимо регулярное обслуживание, которое заключается в:

  • проведении очистки раз в сезон (иногда чаще);
  • ремонте узлов, если это нужно;
  • регулярном удалении отложений, чтобы избежать губительного скопления сажи (можно сделать самим или обратиться к специалистам, особенно если речь идет об очистке технически-сложных деталей вроде системы поджига);
  • замене изношенных сальников, прокладок;
  • настройке горелки и турбонаддува.

Производители

Сегодня на рынке систем отопления присутствует множество популярных и крупных компаний, чьи дизельные котлы собирают положительные отзывы пользователей и отличаются прекрасным качеством.

Бренд «Олимпия» из Южной Кореи производит высококачественные дизельные агрегаты, оснащенные надежной автоматикой. Фирменные устройства этой марки отличаются низким потреблением топлива в сутки.

Итальянский бренд Ferroli может похвастаться богатым ассортиментом дизельных котлов разной мощности. Фирма предлагает агрегаты, которые можно использовать как в домашних, так и промышленных обстановках. Однако стоит учесть, что котлы от этого бренда имеют достаточно высокую цену.

Kiturami – это еще один известный бренд из Южной Кореи. В его ассортименте имеются газовые, дизельные, твердотопливные и пеллетные агрегаты, а также детали к ним. Дизельные устройства от Kiturami представлены коллекциями «Turbo», «Stso», «Kso». В эти серии входят модели разной мощности с турбоциклонной горелкой.

Финский производитель Danvex известен своими дизельными автоматическими котлами, оснащенными особыми горелками с датчиками и прочими высокотехнологическими дополнениями. Брендовые модели от этой марки являются экономичными и простыми в управлении/обслуживании.

Немецкий бренд Buderus предлагает на выбор покупателей качественные дизельные котлы с высоким КПД. Фирменные изделия этой марки отличаются тихой работой, удобством в эксплуатации, а также возможностью подключения к любому дымоходу.

Viessmann Vitorondens – это еще один известный производитель из Германии, выпускающий дизельные котлы с очень высоким КПД (103%). Фирменные агрегаты, выпускаемые под этой маркой, изготавливаются на современном оборудовании с применением инновационных технологий. Котлы Viessmann vitorondens являются безопасными, долговечными и шумоизолированными.

О том, как подобрать и запустить дизельный котел, смотрите в видео ниже.

Комментарии
Автор комментария