Абажуры: варианты конструкций и особенности выбора

Абажуры: варианты конструкций и особенности выбора
  1. Что значит и для чего необходим?
  2. Виды
  3. Размеры
  4. Конструкция
  5. Формы
  6. Материалы
  7. Цвета
  8. Декор
  9. Стили
  10. Производители
  11. Как выбрать?
  12. Как ухаживать?
  13. Красивые интерьеры

Абажуры нужны не только для защиты от слишком яркого цвета. Зачастую они играют в большей степени декоративную функцию, например, когда выбираются элитные модели из ротанга или оформляется комната в определенном стиле. Нужно учитывать не только возможные вариации светильников, но и особенности выбора, связанные с производителем и необходимым уходом за абажуром.

Что значит и для чего необходим?

Абажур – это специальный колпак, надеваемый поверх лампочки светильника. С французского языка это слово переводится как «приглушитель света», что сразу же указывает на его прямое назначение: рассеивание светового потока, смягчение его посредством непрозрачного материала абажура. Помимо основной функции, подобный колпак в последнее время все чаще используется для декоративных целей.

Различные материалы и формы, в которых могут быть выполнены абажуры, позволяют подобрать подходящую модель к абсолютно любому стилю начиная от изысканного барокко и заканчивая нарочито грубым рустиком.

Преломляя свет, абажур может полностью поменять атмосферу в помещении. Он не только рассеивает освещение, но порой и меняет цвет светового потока, пропуская лучи через себя. В ряде случаев это выглядит более чем необычно, например, если речь идет о резных абажурах. Они пропускают свет неравномерно, создавая интересные блики. В качестве основного источника света они не годятся, а вот для создания светового акцента подходят лучше всего.

Таким образом, колпак для светильника выполняет множество функций, каждая из которых грамотно дополняет другую, оставляя абажуры в числе фаворитов при выборе освещения. Несмотря на громоздкость, которая зачастую может испугать взыскательного покупателя, подобный функционал полностью окупает сравнительно большие размеры абажуров.

Виды

Разделение абажуров ведется по нескольким признакам, главным из которых является месторасположение конструкции.

Так, выделяют потолочный, настольный и напольный варианты:

  • Подвесной потолочный абажур – простая и понятная форма светильника. Чаще всего подобная люстра используется как основной источник освещения и дополняется светодиодной подсветкой из-за неспособности создать необходимое количество света. Такие модели выполняют в разных конфигурациях, в том числе и дизайнерских для светильника хрустальной люстры.
  • Настольные модели отличаются большим разнообразием размеров и форм, однако, чаще всего используют средние варианты в форме амфоры. Они не позволяют свету бить в глаза, даже если настольная лампа используется, как прикроватная для чтения. Кстати, говоря о кроватных светильниках, нельзя не упомянуть о том, что часто используется абажур-прищепка на лампу. Он крепится при помощи клипсы к самой лампочке.
  • Напольные образцы являются полноценной заменой бра для создания локального освещения. Они могут быть сколь угодно высокими и большими. Конфигурации плафонов также различаются, однако, чаще всего применяют широкие внизу модели.

Разделение по ценовым нишам на эконом, элитные или модели среднего класса производится на основе материалов, которые использовались при создании абажуров. Например, модели из натуральных тканей априори находятся на верхней ценовой границе из-за дороговизны используемого сырья.

Размеры

Показателем размера абажура служит его диаметр. Выделяют большие, средние и маленькие модели:

  • Большие конструкции используются в качестве подвесных потолочных моделей или напольных. Часто они играют акцентную роль, приковывая к себе внимание. При установке большого напольного образца важно обращать внимание, насколько гармонично размер плафона подобран к основанию. Непременно нужно ориентироваться на чувство баланса.
  • Колпаки среднего размера хорошо подходят для установки и под потолком, и на столе, и на полу. Если подобрать образчик подходящей формы, появится возможность разнообразить интерьер с помощью необычного нюанса. Практичные средние подвесные лампы устанавливаются в основном в функциональные комнаты: кухни, ванные, прихожие.
  • Мини-абажуры дополняют либо многорожковые потолочные люстры, либо используются в качестве обрамления для небольших ламп для чтения. Маленькие абажуры наиболее «капризные», поскольку требуют внимательно отнестись к выбору осветительного элемента. Маленький колпак находится близко к лампочке, так что в целях безопасности нельзя допускать ее быстрого нагревания.

При создании интерьера комнаты можно комбинировать лампы с абажурами различных размерностей. Такой прием поможет сделать вид помещения более интересным, заставит взгляд зрителя останавливаться на деталях.

Конструкция

По конструкционным особенностям разделяют шитые абажуры на каркасе и модели на пластиковой подложке.

  • В первом случае открыт большой простор для экспериментов с формой. Получится сконструировать не только простые геометрические модели, но и сложные. Однако данные варианты не лишены недостатков: наличие большого количества швов ничем не скрыть, и в ряде случаев это не позволяет создать необходимую атмосферу в комнате.
  • При проектировании абажура на подложке нет необходимости в сложном железном каркасе, так как его роль полностью выполняет подложка. Это является одновременно и достоинством, и недостатком, поскольку отсутствует возможность создания модели сложной формы. Для колпака на подложке делается только один спаечный шов, а металлические детали-круги для фиксации абажура крепятся только у оснований.
шитые абажуры на каркасе
на пластиковой подложке

Легкие абажуры могут крепиться при помощи клипсы на саму лампочку, однако, намного чаще можно встретить вариант, когда крепление осуществляется к верхнему кольцу. Крепление к нижнему кольцу встречается намного реже в силу того, что используется оно для ровных форм: плоский цилиндр-барабан, куб и подобные.

Тяжелые модели колпаков крепят одновременно и за нижнее, и за верхнее кольцо, чтобы абажур фиксировался как можно крепче. В основном двойное крепление применяют для больших напольных светильников.

Формы

Разнообразие конфигураций поражает воображение. Наряду с типовыми формами, такими как цилиндр или куб, повсеместно встречаются и необычные: вогнутый ампир, полусфера с бортиком и другие. Классические формы имеют скругленные углы. К ним относят:

  • цилиндр;
  • вогнутый цилиндр;
  • круглый;
  • кули;
вогнутый цилиндр
кули
шарообразный
цилиндр
  • кринолин;
  • прямой ампир;
  • прямой овал;
  • вогнутый ампир;
  • Тиффани (с фестонами или без) и другие.
кринолин
прямой ампир
прямой овал
тиффани

В современных интерьерах часто используются более прямоугольные модели и геометрические 3D-фигуры:

  • квадратный вариант;
  • куб;
  • шар;
  • длинный цилиндр и так далее.
шар
квадратный вариант
куб
длинный цилиндр

Выбирая вариант той или иной формы, обязательно нужно ориентироваться на стиль интерьера, его современность и дух. От этого во многом зависит окончательный вид всей обстановки.

Также помните о том, что модели на разных каркасах открывают разные вариации форм. Для классических интерьеров предпочтительно выбирать шитые колпаки с ребрами, для современных – на пластиковой подложке. Формы, открывающиеся при использовании данных каркасов, являются оптимальными для этих двух основных стилистических групп.

Стоит отметить, что на сегодняшний день наибольшей универсальностью отличается форма цилиндра. Она может быть воссоздана и при помощи обыкновенного каркаса, и при помощи пластикового, однако, окончательный внешний вид будет разительно отличаться.

Материалы

При выполнении частей абажура используются разнообразные материалы:

  • Каркас чаще всего делают металлический, в ряде случаев он может выполнять и роль декора. В подобных ситуациях кованый железный каркас ничем не обтягивается сверху. Для декоративных целей выбирают медный, бронзовый, черный материалы.
  • Подложка из пластика также может ничем не обтягиваться, в таком случае она одновременно является и абажуром. Есть возможность сформировать простые геометрические формы, однако, можно выбрать двустороннюю окраску, например, сделать абажур внутри оранжевым, а снаружи серым.
  • Говоря непосредственно о колпаках, можно отметить, что наиболее распространенными являются модели из ткани. Они могут относиться как к классу люкс, так и быть вполне доступными по цене. К наиболее дорогим моделям относится тканевый шелковый абажур. Несмотря на великолепный первоначальный вид, он быстро теряет цвет и требует частой замены.
  • Немного лучше обстоят дела со льняной тканью. Она прекрасно вписывается практически в любой интерьер благодаря необычной фактуре, а также высокой износостойкости.
  • В восточных интерьерах применяется органза. При выборе материи следует учитывать, что абажуры делают из ткани, обработанной веществами против возгорания, и обязательно нужно искать подобную маркировку в характеристиках.
  • К наиболее интересным моделям можно отнести кружевные абажуры. Они пропускают свет так, что образуются замысловатые тени, за счет чего создается необыкновенная атмосфера.
  • Плетеный колпак может выполняться из нескольких материалов. Чаще встречается плетеная модель, выполненная в технике макраме, но также в последнее время широко распространены и образцы из ротанга.
  • Стеклянный плафон – классика жанра. Он может выполняться из прозрачного или матового стекла, дополняться разнообразными резными деталями или пузырьками. В зависимости от того, насколько стекло матовое, различается и рассеивающая способность.
  • Деревянный абажур применяется не только в экологических интерьерах. Зачастую можно встретить такую модель в сауне или бане. Особо необычные образцы делают с гималайской солью, в результате они выглядят как большие соляные кристаллы.

Цвета

В тренде находятся как приглушенные модели нейтральных расцветок, так и яркие.

К наиболее востребованным цветам относят следующие:

  • оранжевый;
  • фиолетовый;
  • зеленый;
  • красный;
  • малиновый;
  • желтый;
  • черный;
  • белый;
  • бирюзовый;
  • кремовый;
  • салатовый;
  • голубой;
  • бежевый;
  • прозрачный;
  • серебряный;
  • бордовый.
7 фото

Металлические кованые плафоны принято выполнять в сдержанных цветах: черном, серебряном и подобных. Их обыкновенно сочетают со стеклянными колпаками. Если к металлической выбирается тканевая модель, необязательно следить за тем, чтобы они обе были сделаны в одном и том же цвете.

Иногда намного интереснее смотрятся контрастные сочетания, например, черное металлическое основание и золотая ткань.

Достаточно часто выбираются не однотонные абажуры, а сделанные из ткани с рисунком. В таких случаях важно, чтобы та же самая ткань повторялась в остальных деталях обстановки, например, из нее могут быть пошиты шторы, обивка стульев и подобное. Для сочетания различных принтов необходимо обладать тонким художественным чутьем, в противном случае получившийся дуэт не произведет нужного эффекта и будет выглядеть нелепо.

Если вы не уверены в своих силах, лучше вообще отказаться от использования пестрого колпака в отделке комнаты.

Декор

Простой абажур зачастую выглядит скучновато. Создать интересный и уникальный образец можно самостоятельно. Наиболее необычный способ – обновить декупажем приевшийся абажур. С помощью данной техники получится создать максимально необычные узоры, ведь выбор готовых вариантов огромен. Декор при помощи декупажа часто проводится в домашних условиях без покупки дополнительного оборудования.

Гламурный вид абажуру можно придать, если украсить бахромой его нижний край. Бахрома при этом может быть любой, вне зависимости от ее вида, абажуры с бахромой выглядят празднично и нарядно.

Помните, что данный вид декоративной отделки более предпочтителен для традиционных интерьеров. В большинстве современных комнат подобные модели будут смотреться нелепо.

Вышитые лентами аппликации поверх обыкновенного плафона придадут ему налет деревенской романтики. В основном используются цветочные мотивы, но можно использовать и банты.

В целом декорировать абажуры можно чем угодно: кружевом, кулисами, бантиками, аппликациями, декупажем, надписями, выполненными по трафарету, кистями. Выбор подходящих вариантов ограничивается только фантазией и вкусовыми предпочтениями владельца.

Стили

Каждая стилистика имеет свои предпочтительные модели абажуров. Для некоторых стилей они могут перекликаться или даже практически дублировать друг друга.

Следует остановиться на нескольких наиболее популярных направлениях:

  • В стиле прованс или шебби шик приветствуется выбор моделей «под старину». Вообще для стилистик кантри, а также для ретро характерен выбор в пользу состаренных моделей, похожих на доставшиеся по наследству от старших родственников. Для прованса и шебби шика выбираются тканевые конусообразные модели светло-кремового цвета с крупным цветочным рисунком. Можно выбирать много отделки: кружева, бахрома, ленточные вышивки, кулисы и подобные. Абажур должен выглядеть максимально самодельным.
  • Для моделей в восточном стиле характерно обилие цвета. Интересно выглядят плафоны Тиффани, составленные из множества разноцветных осколков. Тканевые модели делают из полупрозрачных разноцветных платков, словно накинутых поверх каркаса. Предпочтительно использование роскошных тканей ярких насыщенных цветов.
  • Для стиля лофт желательно вообще отказаться от использования абажуров, а если уж и использовать какие-либо модели, следует выбирать жестяные или деревянные полусферы.

Производители

На современном рынке можно встретить продукцию различных производителей.

  • Фаворитами на рынке абажуров по праву признаны европейские модели. Италия, Испания, Бельгия предоставляют отличные составляющие, не только колпаки, но и основания. По отдельности покупка подобных элементов выходит намного дешевле, в то же время дизайнерский подход гарантирует создание своей собственной авторской модели светильника.
  • Китайские образцы зачастую высоким качеством не отличаются, однако, на каждое правило есть исключение. Заводские китайские абажуры, изготовленные при соблюдении всех правил и имеющие сертификат соответствия, по качеству довольно приемлемы, в то же время их цена оказывается существенно ниже, чем на европейские модели.
  • Турецкие абажуры редко можно найти отдельно от оснований, в основном светильник поставляется комплектом. Нельзя не указать на то, что комплекты хорошо продуманы, отличаются высоким качеством и сходной ценой. Турция находится в списке стран-лидеров по производству осветительных приборов, поэтому турецкие производители вовсю стараются соответствовать столь высокому званию.
китайские
итальянские
турецкие

Как выбрать?

Колпак для светильника необходимо подбирать после ремонта, когда все детали обстановки уже заняли свои места. Дело в том, что заранее купленный торшер может попросту не вписаться в готовый интерьер, а использование неподходящей модели сведет на нет все дизайнерские усилия.

Если стоит проблема выбора колпака под мебель, обратите внимание на яркую мягкую мебель, стоящую в вашей комнате. Как правило, однотонный абажур того же самого оттенка впишется идеально.

Не важно, подбирается он на потолок, на пол или на стол – данное правило работает одинаково хорошо в любой ситуации.

Для детской следует остановить свой выбор на ярких образцах с рисунками, например, с персонажами любимого мультфильма ребенка. Можно приклеить на абажур аппликации с разными зверюшками, звездочками, машинками.

Для спальни лучше всего подбирать нейтральные модели, не отвлекающие ото сна. Оптимальным выбором являются неконтрастные абажуры. Например, в серо-лимонной комнате хорошо будут смотреться как серые абажуры, так и изделия светлого лимонного цвета. Важно, чтобы глаза отдыхали при взгляде на абажур.

Обращайте внимание и на светопропускающую способность колпака, в особенности если он используется для прикроватной тумбы: свет не должен быть слишком ярким.

Как ухаживать?

Уход за разными материалами абажуров требуется разный:

  • Самое простое – ухаживать за стеклянными моделями. Достаточно просто протереть их тряпочкой из микрофибры, а сильные загрязнения можно вывести влажной салфеткой. Для полной очистки достаточно снять плафоны, «искупать» их в растворе воды и средства для мытья посуды и отполировать вафельным безворсовым полотенцем.
  • Деревянные абажуры чистятся при помощи полироли для дерева. Обыкновенная вода для дерева губительна, поскольку ведет к порче столь деликатного материала. Также нельзя использовать абразивные губки: они оставят на лакированном деревянном покрытии некрасивые царапины, тем самым плафон будет безнадежно испорчен.
  • Тканевые варианты требуют более деликатного подхода. Их нужно регулярно очищать от пыли пылесосом. Использовать агрегат необходимо на минимальной мощности, предварительно надев на трубку влажную марлю: так собранная пыль не разлетится по комнате и не осядет снова на колпаке для светильника.
  • Тщательная очистка тканевого колпака производится при помощи губки, смоченной в теплом мыльном растворе. Протирать следует места сильного загрязнения, по возможности не затрагивая мест крепления каркаса. Он не защищен антикоррозийным покрытием, так что может заржаветь.

Красивые интерьеры

Ниже представлено несколько примеров абажуров, гармонично подобранных под окружающую обстановку.

Когда торшер выполнен из той же ткани, что и некоторые детали отделки, вся комната приобретает более законченный вид. Пуфик, декоративные подушки на однотонном неброском диване и напольный светильник на интересном резном основании – прекрасное трио.

  • В интерьерах скандинавского стиля зачастую именно абажур является акцентной деталью, однако, важно следить за тем, чтобы он не выбивался из общего вида. Обратите внимание, как подвесная модель сочетается с настольными: колпак подобран в цвет оснований.
  • В последнее время модно защищать большие помпезные хрустальные конструкции при помощи цилиндрических простых абажуров. Цвета могут варьироваться, однако, чаще всего используют белый, бежевый, черный, лиловый оттенки.

Как сделать абажур своии руками, смотрите в следующем видео:

Комментарии
Автор комментария
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.