Сцепление на мини-трактор: особенности и изготовление своими руками

Содержание
  1. Для чего нужно?
  2. Какие еще варианты могут быть?
  3. Дополнительная информация

Мини-трактор — хороший, надежный вид сельхозтехники. Но большой проблемой часто является покупка запасных частей. Потому полезно знать, как сделать сцепление для мини-трактора своими руками.

Для чего нужно?

Для начала следует выяснить основные нюансы предстоящей работы. Сцепление любого типа призвано решать очень актуальную задачу — передачу крутящего момента на трансмиссию. То есть, если такая деталь не поставлена, нормальная работа попросту невозможна. Мало того, без сцепления нельзя быстро и плавно отсоединять коленвал двигателя от трансмиссии. А потому не удастся гарантировать нормальный старт мини-трактора.

Конструкторы на заводах однозначно отдают предпочтение фрикционным сцеплениям. В них трущиеся части обеспечивают передачу крутящего усилия. Но самодельное сцепление может быть выполнено и по иной схеме. Главное, во всем основательно разобраться прежде, чем окончательно что-то решать. По мнению ряда специалистов, на миниатюрной машине гораздо лучше использовать ременное соединение. В этом случае объективные недостатки его практически не проявят себя. А вот преимущества будут раскрыты полностью. Кроме того, для фермеров важна и простота изготовления такой детали. Последовательность работ такова:

  • берут пару ремней клиновидной формы (лучше всего 1,4 м в длину, по профилю Б);
  • на первичный вал КПП добавляют шкив (который станет ведомым звеном);
  • подпружиненный кронштейн из 8 звеньев, связанных с педалью, дополняют сдвоенным роликом;
  • устанавливают упоры, сокращающие износ при работе мотора в холостом режиме.

Если поставить именно такое сцепление, то работа станет гораздо эффективнее. Возрастает надежность всей системы. Да и по затратам на работу сцепление на ремне точно окажется наилучшим выбором. Рекомендация: можно использовать уже б/у коробку передач. Есть и другой вариант выполнения работы. На мотор ставят маховик. Берут сцепление от автомобиля и при монтаже его используют особый переходник. Платить за этот переходник не нужно — прекрасные изделия получаются из коленчатых валов. Далее производится установка картера сцепления. Он должен быть поставлен поддоном вверх.

Важно! Придется проверить, совместимы ли крепления фланцев первичных валов и картера. При необходимости зазоры расширяют, используя напильник. КПП в этой схеме тоже желательно снимать со старой автомашины. Лучше всего, если в комплект будет входить распределяющая коробка.

Для упрощения работы используют готовые редукторы.

Какие еще варианты могут быть?

В ряде случаев используют гидравлическое сцепление. Его муфты работают благодаря усилию, прилагаемому потоком жидкости. Различают гидростатические и гидродинамические муфты. В изделиях второго типа усилие, создаваемое потоком, постепенно меняется. Именно гидродинамическая конструкция используется сейчас все чаще, потому что она меньше изнашивается и работает куда увереннее.

Можно встретить и чертежи сцепления с электромагнитными муфтами. Двигатель и трансмиссия в такой системе соединяются при помощи магнитного поля. Обычно оно создается электромагнитами, хотя иногда может использоваться и порошок с магнитными свойствами. Еще одна классификация муфт делается по их потребности в смазке.

Так называемые сухие версии работают и в несмазанном состоянии, мокрые работоспособны исключительно в масляной ванне.

Важно помнить и про то, что в сцеплениях может присутствовать различное число дисков. Многодисковое исполнение подразумевает корпус с выемками внутри. Туда вводятся диски с пазами специальной формы. Когда они крутятся вокруг собственной оси, то один за другим передают усилие на трансмиссию. Можно сделать без токаря и центробежное автоматическое сцепление.

При проектировании и изготовлении таких изделий надо стремиться минимизировать трение. Если эта сила используется для работы, резко вырастают непроизводительные затраты механической энергии. Стоит учитывать и то, что центробежная муфта плохо подходит для передачи значительных усилий. В таком случае КПД устройства тоже резко падает. Постепенно накладки центробежного сцепления стираются, приобретая конусную форму.

В результате начинается пробуксовка. Ремонт возможен, но придется:

  • использовать качественный токарный станок;
  • сточить накладки до самого металла;
  • накрутить фрикционную ленту;
  • использовать клей для нее;
  • продержать заготовку 1 час в арендованной муфельной печи;
  • выточить накладки до требуемой толщины;
  • подготовить канавки, по которым будет проходить масло;
  • поставить все это на место.

Как видим, все достаточно сложно, трудоемко и дорого. Что хуже всего, лишь условно такое сцепление может считаться сделанным самостоятельно. Да и качество зависит слишком от большого количества факторов, включая те, что нельзя проконтролировать. Даже многодисковое сцепление сделать куда проще. Такие изделия рекомендованы для оборудования сельскохозяйственных агрегатов с поперечным размещением двигателя.

Важно! Части муфты совмещаются с трансмиссией и пусковым агрегатом. Все это смазывается моторным маслом из общего источника. В качестве заготовки используют б/у сцепление со старых мотоциклов. Звездочку соединяют с внешним барабаном так, чтобы он свободно крутился на валу. Храповик добавляют к ведущему барабану. Ведомые и главные диски агрегатируются к общему валу. При этом важно сохранить их подвижность. Конструкция закрепляется при помощи гаек. Расстановка ведущих и зависимых дисков производится попарно. Первые стыкуют с наружным барабаном при помощи выступов, а вторые — при помощи зубцов.

Последним монтируют нажимной диск. Он поможет стянуть остальные части особыми пружинами. Непременно следует поставить на каждый из ведущих дисков фрикционную накладку. Обычно эти части изготавливают из пластика или пробки.

Смазка при необходимости заменяется керосином, потребность в постоянном снабжении маслом вполне оправдана более долгой службой, нежели у ременной передачи.

Дополнительная информация

Довольно часто используется инерционная муфта сцепления. В ней рычаги связываются с ведомыми валами и дополняются кулачками. Эти кулачки сила инерции загоняет в пазы, размещенные на чашевидной полумуфте. В свою очередь, эта полумуфта соединяется с ведущим валом. Рычаги крепят на общую ось, размещающуюся в прорези ведомого узла.

Ведущую полумуфту оснащают радиальными инерционными пальцами. Они крутятся, и одновременно действуют на промежуточный элемент. Такой элемент через шлиц сообщается с ведомым валом. Дополнительно промежуточный стакан с хвостовиком из шлица входит в соприкосновение с осью, фиксируя рычаги в зажатом состоянии. Удерживать их нужно до тех пор, пока ведомый вал не раскрутится.

Но все же большинство людей отдает предпочтение привычному дисковому сцеплению. Чтобы оно хорошо работало, придется отрегулировать деталь сразу после установки. Регулировки повторяют и позже, уже в ходе эксплуатации, через примерно одинаковые промежутки времени. При этом следят, чтобы педаль ходила свободно. Если регулировка не помогает, последовательно проверяют:

  • техническое состояние подшипников;
  • исправность дисков;
  • возможные неполадки чашки и пружин, педали, тросов.

О том, как сделать сцепление на мини-трактор своими руками, вы можете узнать далее.

Комментарии
Автор комментария
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.