Восточные ковры

Восточные ковры
  1. Особенности и история
  2. Способы изготовления
  3. Разновидности ковров
  4. Размещение в интерьере

Восточные ковры больше не являются изысканной диковинкой. Теперь их можно встретить как в современных студиях, так и в изысканных классических интерьерах. Многие люди выбирают этот предмет декора, так как он не только выполняет эстетическую функцию, но и обеспечивает звукоизоляцию и теплоизоляцию комнаты.

Особенности и история

Восточными коврами называются тканые изделия, произведенные на Востоке. Однако к ним принадлежат не только страны, территориально принадлежащие Востоку (от Турции до Китая), но и страны со сходными традициями производства ковров. К ним можно отнести Египет, балканские государства, Тунис, Марокко и Алжир – те государства, которые ранее или в настоящий момент ощущают сильное «восточное» влияние, что отражается на их культуре. Лучшими поставщиками таких изделий принято считать Азербайджан, Туркмению и Иран.

Настоящие восточные ковры всегда являются результатом ручной работы. Они могут быть плетеными, ткаными или валяными, но исключительно из природных материалов: шелка и шерсти.

Кроме того, изделия украшаются аутентичным орнаментом, который показывает принадлежность к той или иной стране или региону.

Изделия ткут в течении 5-6 месяцев, поэтому цена за один квадратный метр довольно высока – порядка 200-300 долларов. Те экземпляры, которые продаются дешевле, являются подделкой. Восточные ковры очень ценятся во всем мире, поэтому многие страны предъявляют особые требования к их покупателям. Например, в Азербайджане, чтобы вывести покупку за границу вы должны будете предварительно связаться с местным музеем и получить лицензию. Также во многих странах вывоз старинных ковров вообще запрещен, поэтому туристы отдают предпочтение искусственно состаренным моделям.

По дошедшим до нас изображениям можно сделать вывод, что тканые изделия присутствовали в жизни людей уже в XVI веке до нашей эры. Первый же доживший до современности восточный ковер был создан в V веке до нашей эры и получил название «Пазырик».

Считается, что родоначальником ковротворчества была Персия, ведь именно там, по преданиям, для одного из царей создали первый ковер в мире, состоящий из золотых нитей с драгоценными камнями.

Но это все же красивая легенда, а, согласно мнению ученых, согревающие тканые холсты изобрели восточные кочевники, дабы иметь возможность проворно выстроить жилище. Такой дом защищал от ветра и песка и удобно транспортировался.

Когда же кочевники перешли к оседлой жизни, ковры переквалифицировались в изысканные предметы интерьера. За исключением шерсти и шелка, для их изготовления стали использовать нити из чистого золота, цветки из драгоценных камней и хрустальные каналы. Таким был самый дорогостоящий ковер в истории – «Весенний», с рисунком цветущего сада, изготовленный персидскими ткачами. К сожалению, он был уничтожен еще в середине VII века.

Осталось добавить, что изделия разных эпох различались и декором, и сакраментальными картинками, и выбираемыми материалами.

Способы изготовления

Существует три основных способа создания этих настоящих произведений искусства: плетение, ткачество и валяние. Все они представляют собой разновидности ручной работы.

  • Изделие называется плетеным, если пряжа прикреплена к ткани путем вплетенных узелков. Как правило, он покрыт ворсом. Основа может быть из шерсти, шелка, хлопка или акрила. Выделяют разнообразные способы рукоделия и разные наименования узелков: персидский, турецкий, тибетский, берберский, испанский и другие. Работа реализуется на раме – горизонтальном или вертикальном узловязальном станке, что является классикой коврового производства.
  • Полотно, которое создано из двух перекрещивающихся систем нитей (продольных и поперечных), является тканым ковром. Такой вид обычно не обладает ворсом, а узоры формируются путем вышивки. Виды тканых ковров отличаются в зависимости от места производства и техники: келим, палас, джиджим, дурри, сумах, силех, фирнех, шаддах. Безворсовые используются для будничного пола, а ворсовые – для украшения помещений и праздничного декора.
  • Валяные ковры изготавливаются из шерсти и применяются для теплоизоляции помещения.

Пряжа для тканевых и плетеных ковров состоит, как правило, из натуральных волокон: хлопка, чистого шелка и овечьей шерсти. В некоторых местностях используются синтетические «добавки»: акрил, вискоза и другие.

Исследуя антикварные изделия, можно обнаружить также мохеровую, козью и верблюжью шерсть или волос яка. Помимо этого, некоторые экземпляры отличаются наличием золотой и серебряной проволоки.

Разновидности ковров

Существует несколько видов ковров в восточном ключе:

  • Туркменские. Для туркменских ковров употребляется светлая и однотонная шерсть овец. К тому же, применяются повторяющийся узор в виде медальона, ассиметричный персидский узел и широкие полосы рисунков по коротким сторонам изделия. Доминируют бордовые оттенки, а с помощью черного обрамляются все изображения.
  • Узбекские. Существует три основных вида узбекских ковров: коротковорсовые, длинноворсовые и паласные.
    1. «Гилям» с коротким ворсом – красно-коричневые с геометрическими фигурами других цветов (на подобии казахстанских изделий).
    2. «Джульхирс» с длинным ворсом обладают простым орнаментом и яркими красками.
    3. Гладкие паласные ковры часто дополняются накладным рисунком. Широко известные бухарские полотна создаются в красно-коричневом цвете и отличаются большими размерами. В их середине расположены восьмиугольники, на кромке которых видны звезды.
    4. Хивинские ковры – еще одна из разновидностей узбекских – украшаются растительным орнаментом.
  • Армянские. В Армении используется двойной или «армянский» узел, который существует уже 2500 лет. Армянские ковры сделаны из чистой овечьей шерсти, шерсти ангорской козы, хлопка и шелка. Окрашивание происходит с помощью армянского кошениля, дающего полотнам яркий пурпурный цвет. На полотнах изображаются кресты, звезды, драконы, сцены охоты и сражений. Преобладание сакральных и религиозных символов является отличительной особенностью этих изделий.
  • Азербайджанские. В Азербайджане ткутся как безворсовые (килим, лады, шадда, верни, зили и сумах), так и ворсовые модели, отличающиеся богатым орнаментом и методом вязания узлов «тюркбаф». Существует семь школ ковротворчества, изделия которых отличаются насыщенностью цвета, разнообразием узоров и использование орнаментов. Для окраски азербайджанских ковров применяются натуральные красители, изготовленные по старинным рецептам.
  • Дагестанские. Дагестанские ковры отличаются самобытностью и оригинальностью. Многие из них изображают портреты, пейзажи и памятники архитектуры. Изделия, как правило, безворсовые и характеризуются особыми узорными композициями. Дербентские ковры – один из подвидов дагестанских.
  • Казахские. Казахские ковры могут быть войлочными и тканевыми. Для декорирования используются изображения геометрических фигур и бараньих рогов, которые ритмически повторяются. В композициях также встречаются изображения деревьев, гор, водопадов, диких животных и других орнаментальных изображений. Из войлока делают посадочные и настенные полотна: «текеметы», «сырмаки» и «тускиизы».
  • Грузинские. Самые популярные грузинские ковры – безворсовые «пардаги», которые раньше использовали в качестве гобеленов и вешали на стену. Также широко распространены изделия из войлока с цветными орнаментами. Для окрашивания применяются ореховые скорлупки, ромашка, крапива и другие натуральные красители.
  • Башкирские. Башкирские ковры могут быть ворсовые и безворсовые, а также простейшие (паласы из козьей шерсти). Цвета этих изделий имеют преимущество теплых тонов, но не более трех на одном полотне. Узоры на башкирских паласах – геометрические: восьмиугольные звезды, ромбы и криволинейные растительные узоры (в технике аппликации, тиснения или свободной вышивки).
  • Арабские. Марокканские ковры (один из подвидов арабских) отличаются пестротой, наличием ромбиков, символизирующих зеркало, которое отражает взгляд недоброжелателя и преобладанием желтых и красных цветов. При плетении используются персидские и турецкие узелки. Берберские ковры являются одной из разновидностей марокканских. Они чаще содержат символы, рассказывающие об истории племени и ткутся в селах. На вид они грубые, но по факту – довольно мягкие.
  • Киргизские. Фирменный киргизский ковер, изготавливаемый из войлока, называется «шырдак». Он выполняется с помощью мозаичной техники, поэтому на изготовление одного полотна уходит от двух до шести месяцев. Ковер делается из двух видов войлока: толстого и тонкого. На верхний слой наносится цветной рисунок, затем оба полотна сшиваются. Орнамент накладывается с помощью мела, а затем вырезается острым предметом (чаще ножом).
  • Афганские. Афганские ковры из шелка и тонковыделанной шерсти горных овец известны по всему миру. 90% изделий уходит на экспорт. Ковры модели «Алтиболак» ткутся из верблюжьей шерсти.
    1. Ковры «Андкхой» – из каракулевой, центральная часть такой модели либо красная, либо темно-синяя.
    2. Модели «Ахча» обычно тоже красные, но в современных моделях используется зеленый цвет для узора.
    3. Отличительная особенность изделий «Мазари-шариф» – наличие традиционной ленты из геометрических фигур. Цвета таких моделей охватывают диапазон от светлого до темно-красного.
  • Пакистанские. Узоры ковров из Пакистана графичны, симметричны и отражают древние монгольские традиции. Изделия преимущественно выполняются в пастельных и спокойных тонах: песочном, золотом или приглушенно-красном. Некоторые используют «припыленные» краски для того, чтобы достичь эффекта древности. Традиции изготовления ковров сохранились в Пакистане в неизменном виде, поэтому дизайн изделий совпадает с тем, который использовался несколько веков назад.

Размещение в интерьере

Восточные ковры хорошо вписываются практически в любой интерьер. Они всегда красивы, отличаются разнообразием сюжетов, могут как вешаться на стены, так и укладываться на пол. Такие вещи сочетаются с различными цветами и фактурами.

Если вы выбираете интерьер в классическом стиле, стиле лофт или минимализм, то, безусловно, такой предмет декора станет отличным дополнением.

Для того, чтобы удачно «вписать» ковер в существующее пространство:

  • выдерживайте в интерьере однородную палитру красок;
  • придерживайтесь нейтрального декорирования. Пусть ковер станет центром картины;
  • при создании эклектики не смешивайте больше трех стилистических направлений;
  • внимательно отнеситесь к выбору места, где расположится изделие;
  • следите за сочетанием мебели, стен и покрытия.

В этом ролике вы увидите процесс изготовления ковра вручную.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.