Что такое цветовой круг и как им пользоваться?

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Виды
  3. Дополнительные цвета
  4. Как пользоваться кругом?

Покупая любую вещь: будь то одежда, посуда, мебель, обои, картина, мы пытаемся представить ее на себе или в интерьере своего дома. Если это вещи для дома, то оцениваем не только габариты, фактуру, но и колористику. Если это одежда, то вспоминаем, есть ли в гардеробе вещи, с которыми можно было бы составить ансамбль; подойдут ли любимые джинсы к этой тунике в тон; как это будет смотреться с нынешним цветом волос. То есть в любом вопросе немаловажную роль играет цвет. И тут можно оказаться в неловкой ситуации и выглядеть смешно из-за незнания простейших правил цветового сочетания.

Чтобы этого не произошло, предлагаем узнать, что такое цветовой круг и как правильно подбирать оттенки в разных жизненных ситуациях.

Что это такое?

Многие знают, что цвет человек воспринимает через сетчатку глаза. Разные поверхности поглощают одни лучи и отражают другие. Поглощенный, он не виден глазу и ощущается нами как черный. Чем больше отражается лучей, тем белее кажется объект (например, снег). А это значит, что белый – это комбинация всех видимых оттенков.

Глаз человека различает достаточно узкий диапазон длины волн, соответствующих разным цветам: самую длинную видимую волну (примерно 750 нм) имеет красный цвет, а самую короткую (380 – 400 нм) – фиолетовый. Человеческий глаз не в состоянии увидеть инфракрасный свет и ультрафиолет.

Сетчатка человека воспринимает эти самые 7 лепестков радуги, о которых сложена считалочка «каждый охотник желает знать, где сидит фазан»: за красным – оранжевый, а далее – желтый, который пристроился на зеленом, чуть ниже – голубой, синий, а держит все это фиолетовый. Но ведь их гораздо больше – коричневый и салатовый, розовый и горчичный – всех не перечесть. Как определить их место в цветовой гамме, откуда они взялись и как сочетаются с другими цветами – эти вопросы давно будоражили не только художников, декораторов, но и ученых.

Результатом поиска решения проблемы стала попытка Исаака Ньютона соединить первый цвет видимого спектра (красный) с последним (фиолетовым): получился цвет, которого не было в радуге, и который не виден в спектре – пурпурный. Но ведь цветовые сочетания могут быть и между другими цветами. Чтобы лучше увидеть их взаимосвязь, он расположил спектр не в виде линейки, а виде круга. Ему понравилась эта идея, так как в круге было легко увидеть, к чему приведет смешение тех или иных цветов.

Со временем теория цветового круга развивалась, менялась, но ею пользуются и сейчас, начиная от воспитателей детских садов при проведении психологических тестов с детьми и заканчивая физиками, дизайнерами, инженерами и стилистами. Цветовой спектр, представленный в виде разных фигур, дает нам представления о первичных и вторичных цветах, холодных и теплых оттенках. Картина полного круга позволяет определить, какие цвета являются противоположными, а какие – родственными, так как это непрерывный цветовой переход от тона к тону. Также с его помощью можно определить оттенок (hue), насыщенность (saturation), яркость (brightness) – HSB.

Чтобы глубже разобраться в вопросе взаимодействия различных оттенков, необходимо познакомиться с различными видами цветовых кругов.

Виды

Заговорив про Исаака Ньютона, отметим, что его теория не была безупречной, но он сделал очень много открытий, связанных с цветовой гаммой и самим спектром. Например, именно ему принадлежит идея, что если смешать два цвета в разных пропорциях, то новый оттенок будет ближе к тому из них, которого использовано больше.

Иоганн Вольфганг фон Гёте во многом был несогласен с Ньютоном. По его теории цвета – это результат борьбы света с тьмой. Первыми (первичными) победителями были красный (Red) с желтым (Yellow) и синий (Blue) – RYB. Эти три тона чередуются с тремя дополнительными – оранжевым, зеленым и фиолетовым, которые получаются в результате смешения двух первичных (основных) рядом находящихся цветов.

Круг Гёте охватывает меньшее количество тонов, поэтому далеко не все специалисты положительно отзываются о его теории. Но зато его считают основателем раздела психологии о влиянии цветов на человека.

Несмотря на то что авторство создания пурпура приписывают Ньютону, до сих пор непонятно, кто же является автором 8-секторного круга: Гёте или Ньютон, ведь спор именно из-за восьмого, пурпурного цвета.

А если бы они избрали модель круга по образцу Вильгельма Оствальда (который, правда, жил позже), то никакого спора и быть не могло, потому что это плавное перетекание из одного колера в другой в круге из 24 секторов. Он является автором книги об основах цвета, в которой написал, что в процессе приобретения опыта мы понимаем: не все цветовые сочетания нам приятны. Отвечая на вопрос, почему это происходит, он говорит, что приятны гармоничные сочетания, которые подысканы по законам определенного порядка. К ним относятся степень яркости или затемнения, равнозначную тональность.

Но вот мнение современных колористов на теорию Оствальда неоднозначно. По принятым ныне правилам противоположные цвета должны быть дополнительными (именно так их называют в физических системах RGB). Такие колеры при смешивании должны давать только серый цвет. Но так как Оствальд за основные тона принял не синий – красный – зеленый, а синий – красный – зеленый – желтый, то его круг не дает необходимого серого при смешении.

Результат – невозможность использования в живописи и прикладных искусствах (по мнению автора еще одного цветового круга Йоханнеса Иттена, о котором речь пойдет дальше).

А вот модницы с удовольствием пользуются наработками Оствальда, потому что с их помощью можно гармонично сочетать 2-4 тона. Подобно стрелкам компаса, в круге есть три стрелки, которые при любом повороте подскажут, какие три тона сочетаются между собой.

    А так как в круге целых 24 сектора, то подобрать комбинацию вручную было бы гораздо труднее. Оствальд обратил внимание, что фон, на который наложены цвета, сильно влияет на общее восприятие. На черном, белом, сером остальные цвета играют по-другому. Но не стоит располагать белые элементы на светлом фоне.

    Три тона, равноудаленные друг от друга, получили название «триада» – равносторонний треугольник при любом повороте влево или вправо. Спектральный анализ ученого Вильгельма Оствальда и его последователей, а также оппонентов, сложился со временем в систему, которой пользуются до сих пор.

    • 3 – 4 цвета, расположенные последовательно в круге, являются близкими, смежными. Если они принадлежат к одному цветовому семейству (например, голубой – синий – фиолетовый), то их называют аналогичными или аналоговой, родственной триадой. Мы привыкли называть их оттенками, хотя это не точное определение.
    • Оттенками называют варианты одного тона, когда в него добавляют белую или черную краску. В большей степени разработкой градиентной шкалы занимались последователи ученого.
    • Диаметрально противоположные цвета назвали химическим понятием, обозначающим взаимное соответствие, – «комплЕментарные». Но, как мы поясняли выше, у Оствальда они хотя и были противоположными, но не были дополнительными.

    Именно в этом вопросе впоследствии не был согласен с ученым Вильгельмом Оствальдом художник Йоханнес Иттен. Теоретику дизайна, педагогу помогала собственная художественная практика. Он разработал цветовой круг из 12 секторов. Казалось бы, просто уменьшил количество цветов в круге Оствальда вдвое, но принцип использован другой: за основные Иттен вновь взял, как и Ньютон, красный – желтый – синий. И поэтому в его круге зеленый находится напротив красного.

    Вершины большого равностороннего треугольника внутри круга у Иттена указывают на первичные краски RYB. При смещении треугольника на два сектора вправо мы видим вторичные тона, которые получаются из смешения двух первичных (крайне важно, чтобы пропорции красок были равными и хорошо смешанными):

    • желтый и красный дают оранжевый;
    • смесь желтого и синего – это зеленый;
    • если красный смешать с синим, то получится фиолетовый.

    Верните треугольник на один сектор влево, и увидите тона третьего порядка, получаемые из двух предыдущих (1 первичный + 1 вторичный): желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.

    Таким образом, круг Йоханнеса Иттена – это 3 первичных, 3 вторичных и 6 третичных цветов. Но по нему же можно определить холодные и теплые тона. В круге на схеме Иттена выше всех находится желтый, ниже всех – фиолетовый. Именно они являются пограничными. Проведите вертикальную линию через весь круг посередине этих красок: половина круга справа – это зона тепла, слева – зона холода.

    Используя этот круг, разработаны схемы, по которым очень удобно подбирать цветовую гамму для любой ситуации. Но об этом чуть позже. Сейчас же продолжим знакомиться с другими видами цветовых кругов и не только.

    О круге Шугаева можно найти огромное количество упоминаний, но (парадокс!) нет информации про его биографические данные. Даже имя и отчество неизвестно. А теория его интересна тем, что он принял за первичные не три, а четыре колера: желтый, красный, зеленый, синий.

      И далее говорит о том, что гармонизация возможна, только если сочетаются:

      • родственные цвета;
      • родственно-контрастные;
      • контрастные;
      • нейтральные по родству и контрасту.

      Для определения родственных и контрастных колеров он разделил свой круг на четверти. Родственные краски находятся в каждой четверти между двумя первичными колерами: желтым и красным, красным и синим, синим и зеленым, желтым и зеленым. При использовании палитры одной четверти сочетания являются гармоничными и спокойными.

      Контрастно-родственные цвета находятся в близлежащих четвертях. Исходя из названия, не каждое сочетание будет гармоничным, но Шугаев разработал несколько схем в помощь пользователям.

      Контрастные цвета расположены в диаметрально противоположных четвертях. Максимально удаленные друг от друга колеры автор назвал контрастно-дополнительными. Выбор такого сочетания говорит о высокой эмоциональности и экспрессивности.

      Но гармония может быть и однотонная. Ее признают и другие авторы, называя монохроматическими сочетаниями.

      Следующий вид цветового круга очень интересен тем, что перестает быть плоским. Колориметрическая система Альберта Манселла – это тщательные эксперименты ученого, который изучал цветовое восприятие человека.

      Для Манселла цвет предстал в виде 3 чисел:

      • тон (оттенок, hue),
      • значение (светлота, яркость, value, brightness),
      • хрома (цветность, насыщенность, chroma, saturation).

      Эти три координаты в пространстве позволяют определить оттенок кожи или волос человека, сравнить цвет почвы, используются в судебной медицине и даже определяют тон пива у пивоваров.

      И главное, именно моделью HSB (hue, saturation, brightness) пользуются дизайнеры и компьютерные художники.

      А вот Тобиас Майер решил отказаться от идеи круга. Ему цветовой спектр виделся треугольниками. Вершины – это базовые цвета (красный, желтый и синий). Все остальные ячейки – это результат смешения от колера к колеру. Создав множество треугольников с разной яркостью, он их расположил от более яркого к наиболее светлому, блеклому, один над другим. Создалась иллюзия трехмерного пространства, которая используется до сих пор.

      Пытаясь облегчить попытки гармоничного сочетания цветов, художники, колористы, психологи разрабатывали таблицы сочетаемости. Именно в этой связи столь популярно имя Макса Люшера. Даже обычные школьники знакомы с этим именем благодаря методике цветовой психодиагностики. Но это вовсе не принижает, а, наоборот, возвышает результат деятельности шведского психолога: простота использования таблицы делает ее уникальной.

      Скачав ее на смартфон и пользуясь во время покупок, можно приобрести очень гармонично подходящие друг другу вещи.

      Есть и другие виды цветовых кругов, теорий, методик. В них обязательно будут отличия, но общие правила цветового сочетания все равно сохранятся. Кратко обобщим их. Итак, в цветовом круге цвета могут сочетаться следующим образом.

      • Монохромно – своеобразная растяжка света от светлого к темному, оттенки одного цвета.
      • Контрастно (комплементарно, дополнительно). Цвета, расположенные друг напротив друга, обязательно будут контрастными, но не всегда дополнительными.
      • Смежно: 2- 3 цвета, находящиеся в непосредственной близости друг от друга.
      • По принципу классической триады – треугольника, одинаково расширенного от точки центра на все три стороны.
      • По принципу контрастной триады – треугольник с удлиненным острым углом за счет того, что 2 цвета из 3 приближены друг к другу.
      • По принципу четырехцветной классики: равносторонний треугольник дополняется промежуточным цветом, который является контрастным одной из вершин.
      • По принципу квадрата, который вписывается в круг. В этом случае специалисты советуют один цвет использовать как основной, остальные – в качестве акцентов.
      • По прямоугольной схеме, в которой очень важно соблюсти баланс между основным и акцентными цветами.
      • По принципу равностороннего шестигранника – сложная гармония, доступная даже не каждому специалисту. Чтобы ее воссоздать, необходимо очень тонко чувствовать цветовые нюансы.

      Черный и белый цвета – это вспомогательные средства для придания тона, яркости, насыщенности.

      Дополнительные цвета

      При смешивании двух любых противоположных комплементарных цветов в одинаковых пропорциях не получится нейтральный серый тон, если цветовой круг создан по принципу первичных цветов в системе RYB (красный – желтый – синий). Когда используется модель RGB (красный – зеленый – синий), то можно говорить о дополнительных цветах. У них можно наблюдать два противоречащих друг другу эффекта:

      • взаимное ослабление, уничтожение;
      • приумножение яркости антипода.

      Кстати, серый цвет, так же как белый и черный, называют ахромными. Они не входят ни в один из цветовых кругов. По модели Иттена противоположными являются:

      • красный – зеленый,
      • красно-оранжевый – сине-зеленый,
      • оранжевый – синий,
      • желто-оранжевый – сине-фиолетовый,
      • желтый – фиолетовый,
      • желто-зеленый – красно-фиолетовый.

      Если проанализировать эти пары, то обнаружится, что они всегда троичны. Например, пара «оранжевый – синий» это «синий + желтый + красный». И если смешать в равных пропорциях эти три тона, то получится серый. Так же, как при смешивании синего и оранжевого. Такое смешение – это не только контраст указанных оттенков, но и контраст светлого и темного, холодного и теплого.

      У любого цвета, тона, оттенка есть противоположный. И это значительно расширяет возможности художника, модельера, дизайнера, визажиста, декоратора. Например, чтобы удалить с волос головы протестный фиолетовый колер, парикмахеру нужно подобрать желтый, пшеничный оттенок. При правильном подборе волосы станут серо-коричневого цвета. Этот метод называют эффектом нейтрализации.

      Но если пресловутый зеленый и красный поместить рядом (например, на одной картине), то они станут ярче, будут подчеркивать друг друга.

      Дополнительные тона подходят далеко не всем: это признак динамичности, некоей агрессии, энергичности. Они призваны подчеркнуть рельефность фигуры, поэтому округлым и низким особам не стоит прибегать к такой расцветке. Также нужно быть осторожными при оформлении малогабаритной квартиры контрастами. Возможно, стоит выбрать главенствующий цвет и акцентирующий.

      Но у каждого цвета есть оттенки с разным уровнем насыщенности. Поэтому контрастные цвета в зависимости от тона будут восприниматься по-разному:

      • резко контрастными называют яркие колеры, пастельные и приглушенные оттенки одного колера;
      • слабо контрастными являются сочетания между пастельными, приглушенными тонами, одноцветными оттенками, схожими друг с другом по насыщенности.

      Как пользоваться кругом?

      Познакомившись с большим количеством методов, методик, теорий и способов, возникает закономерный вопрос: как использовать цветовой круг в жизни? Ведь мало выбрать вещь в тренде, нужно, чтобы она сочеталась с другими предметами гардероба. А вот здесь может ожидать подвох: либо придется осуществлять подбор ансамбля сразу же, чтобы угадать с оттенком, либо захватить с собой уже имеющуюся вещь. И даже глядя на нее, можно ошибиться.

      Чтобы этого не произошло, рекомендуем воспользоваться готовыми программами по подбору оттенков для разных схем (монохромность, контраст, триада, тетрада, аналогия, акцент аналогия). Например, «Colorsheme» прекрасно с этим справляется.

      При наличии интернета на смартфоне подобрать предметы гардероба, мебели, аксессуаров, предметов декора можно непосредственно в месте покупки.

      Если интернета нет, значит заранее нужно сфотографировать желательную комбинацию оттенков и уже пользоваться ею в магазине.

      Еще один вариант – воспользоваться примерами того, как это будет работать, у профессионалов. Например, профессиональный фотограф Alex Romanuke вручную создает палитры, которые фиксирует в фотографиях. Рассматривая созданные ими сюжеты, цветовую палитру и описание. Так гораздо лучше понимаешь, что должно получиться в результате совмещения предполагаемых тонов и оттенков.

      Следующий путь – разложение на цветовую схему понравившейся фотографии с помощью различных приложений, например, Adobe Color CC. Приложение очень хорошо подсказывает цветовые нюансы выбора.

      Но многие профессионалы советуют: берите цветовые сочетания у природы. Если они там есть, значит, они естественны. Также подойдут работы фотографов, художников и дизайнеров. Но здесь не стоит забывать, что они работают в разных направлениях, и то, что красиво для них, вовсе необязательно должно понравиться вам.

      Кроме того, существуют ключевые цветовые коды, которые ассоциативно всплывают в памяти человека при упоминании события. Например, вспомните предупреждающий сигнал Stop – да, это красный и белый. Новый год – это зеленая елка и красный костюм Санта Клауса. Море – белая чайка и синяя волна. Примеров много, и главное, – они понятны. А понятны они потому, что устойчивы. Но к каждому сезону появляются новые коды, которые могут действительно оказаться интересными и уйти в массы либо так и дефилировать на подиуме.

      Вот для примера ряд устойчивых кодов с красным, которые профессионалы знают наизусть:

      • сочетание с черным в различных вариантах: код сексуальности, обольщения, траура;
      • красное с серым: элегантный casual для города, спортивный, современный слабо контрастный;
      • сочетание с бежевым: изысканная повседневность, женственность;
      • красное с синим: типичное спортивное сочетание, повседневный гардероб.

      А вот тот же красный в новых трендовых кодах:

      • в сочетании с розовым (два ярких цвета, которые прежде не рассматривались как совместимые): в зависимости от оттенков могут быть протестно-контрастными или родственно близкими;
      • красный с пастельными оттенками (перламутрово-белыми, серебристыми, нежно-голубыми, нежно-розовыми, нежно-коралловыми, лавандовыми) – это яркий акцент в спокойной гамме или равенство цветов, которое используют не только в одежде, но и в интерьере, а также при декорировании любых объектов.

      Еще один путь – балансировка силуэта за счет одновременного использования нейтрального цвета с теплым и холодным оттенком. Для этого используют круг Иттена со схемой теплых и холодных тонов. И если с теплыми и холодными из схемы более или менее понятно, то какие цвета называют нейтральными – стоит разобраться.

      Для каждого цветотипа человека определены свои нейтральные оттенки, но они имеют две подгруппы:

      • темные: черный, хаки, серый, синий, бордо;
      • нейтральные: беж, нюд, молочно-белый, терракот, коричневый, белый.

      Темные нейтральные и нейтральные цвета используют для создания униформы (медики, военные, рабочие разных отраслей), повседневных нарядов, модных образов.

      И еще один способ для понимания того, как пользоваться цветовым кругом. Его предлагает художник Татьяна Викторова: взять и нарисовать круг Иттена. Тогда на собственном опыте станет совершенно понятно, откуда берется каждый цвет и какое место он занимает в круге.

      Для воплощения идеи понадобятся: бумага для акварели, кисть, три цвета акварельной краски (желтая, синяя и красная), вода, основа для палитры, циркуль, карандаш с линейкой.

      Настоящему художнику для создания любого оттенка нужно всего лишь три первичных цвета. Попробуем с помощью модели Иттена это доказать.

      1. На акварельный лист форматом А4 нужно перерисовать этот круг, используя карандаш, циркуль, линейку.
      2. По вершинам равностороннего треугольника располагаем первичные тона.
      3. Внутренний треугольник подсказывает, как получить вторичные: смешать в равных количествах красный и желтый и закрасить акварелью треугольник, который прилегает к этим цветам, оранжевым. Далее смешать желтый и синий, чтобы получить зеленый, а также синий + красный, чтобы получить фиолетовый.
      4. Закрасить оранжевым, зеленым и фиолетовым сектора круга, в которые упираются острые углы равносторонних треугольников таких же цветов. Работа со вторичными цветами закончена.
      5. Между первичным и вторичным цветом осталась ячейка для составного (третичного) колера. Он получается из смешения красного + оранжевого в первом случае, желтого + оранжевого – во втором, желтого + зеленого – в третьем. И так по всему кругу.

      Круг заполнен, и теперь у вас есть понимание, как получаются цвета и оттенки. Но так как качество акварели у производителей разнится, то они могут сильно отличаться от оригинального круга. Этому не стоит удивляться.

      А если даже такие художественные экзерсисы вам даются с трудом, то можно воспользоваться покупным цветовым кругом, чтобы всегда знать, как правильно сочетать цвета.

      О том, как пользоваться цветовым кругом, смотрите далее.

      Комментариев нет
      Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.